- Иоанн
- Св. Апостол и Евангелист, сын Заведея и Саломеи.
И. по происхождению был галилеянин. Это имело большое нравственное значение. Народон. Галилеи в противоположность Иудее стояло в стороне от политических интриг и было свободно от фарисейских предрассудков. Вера галилеян была проста и лишена давления религиозных авторитетов и доктрин. Эти черты имели значение и в религиозной жизни Иоанна. Услыхав проповедь Христа, он сейчас же последовал за ним и был любимейшим учеником Иисуса. В последние дни земной жизни Спасителя имя И. часто упоминается. Он с Петром приготовлял пасхальную вечерю, на вечери возлежал на ложе Иисуса. Иоанн был единственным Апостолом, стоявшим на Голгофе у Креста. Он первый уверовал в Воскресение Иисуса. После Вознесения Господа И. с другими Апостолами остается в Иерусалиме и получает преимущественное значение в первохристианской общине. До успения Богоматери он не уходил из Палестины, исполняя возложенные на него обязанности заботиться о Ней. Около 70 года Ап. Иоанн переносит свою деятельность в Малую Азию. Ему собственно пришлось уже продолжать дело, начатое Ап. Павлом. Вообще, ему как последнему из Апостолов, надо было не расширять пределы церкви, а утверждать в вере уже основанные общины. Много потрудился также Иоанн по организации церкви в М. Азии. Деятельность эта была настолько широка, что одно из позднейших преданий приписывает ему основание всех церквей Малой Азии. Умер Иоанн около 105 - 106 г., по преданию ста лет и 7 мес. от роду. Евангелие Ап. Иоанна было написано после Евангелий Матфея, Марка и Луки. В Эфесе Евангелист Иоанн своим Евангелием восполнил пробелы, допущенные предшествующими тремя Евангелистами. По свидетельству церковного предания, свое Евангелие Иоанн написал по просьбе епископов соучеников. Сам Ап. Иоанн говорил, что в Евангелиях Матфея, Луки много говорится о явлении Христа во плоти, но повествователи недостаточно полно говорят о божественной стороне Спасителя, обходят молчанием Его Божественную природу, что дало бы повод в будущем к появление учений, считающих Христа простым человеком. Кроме того, Ап. Иоанн считал необходимым упомянуть о тех чудесах и событиях жизни Иисуса, которые послужили бы назиданием для христиан и сделали бы ясными некоторые факты из жизни Спасителя, не понятные на основании только первых (3-х) Евангелий. Общее содержание Евангелия Ап. Иоанна определяется главной целью Евангелия раскрыть, что Иисус Христос Сын Божий, соединивший в себе внутренне человека с (божеством) Богом. И потому Иоанн рассказывает, главным образом, о таких чудесах и делах, которые свидетельствовали бы о божестве Иисуса, о божественной природе Иисуса. Особенностью Евангелия Иоанна считается его учение о Логосе. Иоанн раскрывает, что Христос есть воплотившийся Логос, предвечно существующий. Это заключение можно вывести из слов Евангелия: "Слово плоть бысть", т. е. под словом подразумевается существо Сына Божия; и что Христос до своего воплощения есть Слово, предвечно существующий. Некоторые исследователи опровергают вышеизложенную точку зрения и утверждают, что Логос есть простой исторический предикат Христа. Но против этого свидетельствует текст Евангелия, в вышеприведенных словах. Евангелие Иоанна, утверждающее истину богочеловечества Иисуса, имеет громадное значение для понимания христианства.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.